Сказочные звуки

Сказочные звуки
Без музыки не проживу и дня! Она во мне. Она вокруг меня. И в пенье птиц, и в шуме городов, В молчанье трав и в радуге цветов.

Консультации для родителей

«Музыкальная жизнь и театр на Кубани»

Воспитание дошкольников должно быть неразрывно связанно с воспитанием в них нравственных, патриотических качеств. В связи с этим, они должны знать историю культуры родного края.
Одна из замечательных особенностей Кубани - наличие у жителей казачьих станиц большого певческого опыта. Приобретался он в процессе пения на сельскохозяйственных работах, в период прохождения военной службы, на ежегодных военных сборах.
Хоровое пение занимало большое место в календарных и семейно-бытовых обрядах, в праздничных застольях, в танцах, хороводах, играх. Широко было распространено пение на улицах.
Особую роль в музыкальной жизни, в развитии и укреплении певческих традиций играли войсковые певческие и музыкантские хоры.
Наряду с произведениями духовного содержания, сочинениями В. Моцарта, П. Чайковского, Д. Бортнянского, А. Львова и др. певческий хор исполнял народные песни в обработке кубанских музыкальных деятелей -М. Бибика, Г. Концевича, И. Байдня.
Свыше 14 лет регентом Войскового хора был Григорий Митрофанович Концевич. С 1892 по 1906 г. он - регент хора; с октября 1910 г. - учитель пения и собиратель кубанских казачьих песен.
С 1910 г. Войсковой певческий хор возглавляет ученик Концевича Я.М. Тараненко. При нём хор переживает творческий подъём. Выступления перед публикой сделали этот замечательный коллектив знаменитым.
Главенствующее место в деятельности войсковых хоров отводилось церковной музыке.
С Войсковым хором связаны первые шаги в области кубанского казачьего фольклора. Огромная заслуга принадлежит Г. М. Концевичу. Здесь он собрал и издал в собственной обработке более 200 кубанских песен.
Важное место в собирании кубанского песенного фольклора принадлежит видному музыкальному и общественному деятелю Акиму Дмитриевичу Бигдаю.
Имя знаменитого оперного исполнителя Василия Петровича Дамаева - уроженца станицы Отрадной - было известно не только в России.
Театр. Первые театральные спектакли появились на Кубани ещё в сороковых годах XIX в. усилиями любителей, странствующих актёров. Но уже во второй половине XIX в. Екатеринодар был известен как город заядлых театралов. Начиная с 80-х годов сюда приезжают на гастроли известные театры. Представления проходили в Летнем театре городского сада, на ярмарках, в зале городской Думы (ныне помещение Дома офицеров).
Первый спектакль для народа в Екатеринодаре был дан 21 апреля 1894 г.



«Дети и музыка»


Детский голос звучит так чисто, так нежно, так высоко. Но часто ли мы слышим пение наших детей? Часто ли они «мурлычут» себе под нос, играя или рисуя, мастеря что-нибудь? Часто ли они слышат музыку? На музыкальном занятии в детском саду? Не маловато ли?
Можно ли всерьёз говорить о развитии музыкального вкуса, любви к музыке при таких «дозах»?

Может ли ребёнок за это время понять, что музыка- это волшебство, особый язык, позволяющий передавать самые тонкие оттенки человеческих состояний, переживаний. Или маленьким детям такие сложные чувства не доступны?

Оказывается, что музыка в большей степени, чем какой-либо другой вид искусства, доступна ребёнку. Чем меньше ребёнок, тем более восприимчив он к звучанию мира, окружающего его.

Мы взрослые, мало заботимся о том, какую звуковую среду создаём для ребенка. Мы заботимся о том, чтобы игрушки, бельё, стены комнаты, где находится малыш, были ярких жизнерадостных оттенков, но мало думаем о том, что вокруг нас звучит. А ведь это совсем не безразлично для здоровья и состояния нервной системы ребёнка. Малыш растёт, и всё большую роль в его системе восприятия играет зрение, а на развитие музыкального слуха не обращаем внимания. И вот результат.

Большинство детей безразличны к звуковому морю, которое их окружает. У них очень слабо развиты слуховое внимание и слуховая память, они не музыкальны. Из всего богатства музыки предпочитают наиболее грубые шлягеры, которые часто слышат по радио, с экрана ТВ; у них отсутствуют чувство ритма и звуковысотный слух, они не умеют петь, а самое главное у них нет желания и умения слушать музыку, получать от неё удовольствие. Они не понимают, что с помощью звука можно выразить свои собственные чувства: радость, грусть, разочарование, тревогу. А нужно ли им это? Да, очень нужно.

Если ребёнок в раннем детстве имеет возможность видеть подлинно художественные, красивые гармоничные произведения живописи, скульптуры, слушать подлинную музыку, у него сформируются правильные ориентиры и именно то, что называется словом «вкус», т.е. способность отличать красивое от банального или безобразного.

Мир, окружающий нас, для детей полон загадок, надо помочь малышам не только смотреть внимательно, но и слушать. В наше сложное время люди зачастую не умеют, не хотят слышать - будь то собеседник, природа или музыка.

Чтобы заработала детская фантазия, целесообразно использовать игровые приёмы. Например, научите детей слышать и перечислять звуки городской улицы. Это сигнал пожарной машины и шум легковой машины. От звуков улицы можно перейти к звукам дома. Можно слушать тишину. Это очень интересно!

Необходимо научить детей слышать разницу в звуках и научиться называть звуки – глухие, звонкие, тихие, громкие. Заметьте, что это совершенно разные качества звуков. Для интересной игры можно сделать «инструменты». Любые коробочки или баночки отлично сойдут за барабаны или маракасы, если туда поместить горох или другие сыпучие продукты. Играть, можно потряхивая или постукивая по коробочкам. Если кто – нибудь при этом будет петь, получится своеобразная аранжировка к песне. С помощью этих шумовых инструментов можно «озвучить» читаемые вслух сказки. Важно не останавливаться на достигнутом.

Так же можно использовать, подвешенные бутылочки с налитой водой. От ударов по ним издаётся своеобразный мелодический звук, меняющийся в зависимости от количества жидкости. «Стеклянные» звуки могут иллюстрировать, например, дождь или полёт эльфов, или просто снегопад.

Если ребёнок по своей инициативе охотно музицирует, поёт, танцует, делая всё это выразительно и правильно, то можно говорить о хорошем уровне музыкального развития. Особенности современного мира таковы, что детей окружает в основном «лёгкая» музыка. Они слышат её везде: дома, в парке, в транспорте. Музыкальное разнообразие необходимо, но при этом важно учитывать огромное воспитательное воздействие классической музыки на человека. Создайте хотя бы минимум условий для музыкального воспитания ребёнка дома.

Не делайте тише радио, если играет симфонический оркестр. Не выключайте телевизор, если вдруг зазвучала классическая музыка.

Сейчас в каждом доме видеоаппаратура. Купите ребёнку сказку «Спящая красавица» или «Щелкунчик» и дети невольно будут приобщаться к классике; потому что в основе этих сказок лежит музыка П.И. Чайковского. Пусть дети слушают больше музыкальных сказок, детских песен. Ведь музыка нужна всем. Она может дать человеку радость, наполнить его восторгом и счастьем, может потрясти, взволновать, вызвать слёзы и грусть. Как сказал русский музыкальный критик Серов: «Музыка доказывает то, что словами нельзя или почти нельзя выразить. Это свойство музыки составляет её главную прелесть, главную чарующую силу… Она непосредственный язык души».



"Секреты радости"

Музыка, окружающая недавно родившегося ребенка, становится частью его мира. Он еще не умеет слушать музыку, чувствовать ритм или настроение мелодии, но уже что-то воспринимает, впитывает. Музыка, растворенная в пространстве, как вливающийся в комнату младенца солнечный свет, проникает в детское подсознание. Так же, как цвет обоев в детской, она незаметно влияет на настроение малыша. Даже странно, что, уделяя большое внимание оформлению интерьера, уровню освещенности детской комнаты, даже фактуре игрушек, мы часто упускаем из виду музыку. Между тем, психологи давно заметили, что разные мелодии совершенно по-разному действуют на настроение ребенка, а, превращаясь в постоянный фон, по-разному влияют на формирование личности. Причем специалисты единодушны: после детских песенок и традиционных колыбельных наиболее благотворно на детскую психику воздействует классическая музыка. Ребенок, с детства живущий в окружении мелодий Вивальди, Моцарта и Баха, оказывается в явном выигрыше по сравнению со сверстниками, пассивно слушающими ритмы "Русского радио". У классических мелодий есть несколько явных преимуществ: гармония, благородство интонации и поразительное богатство оттенков - все то, что помогает маленькому человеку, привыкающему слушать такую музыку, стать подлинно культурным.
Между тем современную музыку, как хорошую, так и самую плохую, слушать проще - она обладает плюсами, присущими именно нашему времени: четким ритмом и динамикой. Привыкнуть к ней не составляет труда. Полюбить и начать слушать классическую музыку часто приходится учиться. И в этом ребенку стоит немного помочь. Прежде всего, важно определиться, какую музыку лучше слушать в самом начале жизни. Есть некоторые правила. В частности, детям младше трех лет не рекомендуется слушать грустные, тревожные и трагические мелодии - пусть даже зачастую они самые красивые. Возможно, когда эти малыши вырастут, они (как и их родители) будут предпочитать именно минор и трагическую экспрессию. Но маленькие меломаны, как правило, тяготеют к выбору светлых, умиротворенных и оптимистичных интонаций. И они правы! По мнению психологов, такая музыка создает у малышей позитивный настрой и помогает им ощущать жизнь как уютный и радостный мир.
Самый подходящий для маленьких любителей музыки композитор - Вольфганг Амадей Моцарт. Его творчество - вообще любопытная загадка. Многочисленные исследования психологов показывают, что музыка Моцарта, гармоничная, светлая и изысканно простая, оказывает сильнейшее положительное влияние на развитие детской психики, творческого начала и интеллекта. Кстати, благотворна музыка Моцарта не только для детей. В чем состоит секрет именно моцартовских мелодий - неизвестно. Но он существует. Одна из версий сводится к тому, что Моцарт, ставший композитором в четыре года, перенес в свою музыку чистое детское восприятие действительности. Хотя, конечно, считать Моцарта только "солнечным композитором" было бы ошибкой - в его творчестве достаточно и подлинно трагических произведений. Детям же больше всего нравятся его "Маленькая ночная серенада", Турецкий марш, а также арии из опер "Волшебная флейта", "Дон Жуан", "Свадьба Фигаро".

Еще один композитор, чье творчество несомненно понравится детям, - Петр Ильич Чайковский. Причем, возможно, фрагменты из его балетов "Спящая красавица", "Щелкунчик", "Лебединое озеро" будут иметь даже больший успех, чем пьесы из "Детского альбома" и "Времен года". Впрочем, все эти произведения Чайковского обладают одним огромным для начинающего меломана достоинством - они активно вовлекают слушателя в свою среду, предлагая ему либо представить себе картины природы и окунуться в мир старинных сезонных развлечений ("Времена года"), либо придумать какие-то истории и совершить маленькое музыкальное путешествие по странам мира ("Детский альбом"), либо… просто потанцевать. Надо признать, что в музыке балетов Чайковского есть нечто такое, что не может оставить равнодушной ни одну девочку, мечтающую стать балериной, - а может быть, и не только такую девочку.


Комментариев нет:

Отправить комментарий